КАЗАК М.С. КРАСНОВ ПЛЕННИК ЗА СЛУЖБУ ЧИЛИ



ЗОВ КРОВИ





В 1962 году Михаил проходил обучение по курсувторого гуманитарного класса. Как и в предыдущие годы, учителя должны были делать ему постоянные замечания за своего рода «повстанческое» поведение. В тоже время, он не имел особенных проблем по успеваемости в учебе. Широкие ум- ственные способности и кругозор позволяли ему преуспе- вать по всей учебной программе.

Но в этот период своего юношества школьник Краснов принял твердое решение – поступить в Военное училище.

Без сомнения, в этом раннем выборе жизненного пути имело место влияние его бабушки. По её рассказам Михаил знал, что многочисленные предки его семьи были военны- ми. Не потому ли его интерес к военной службе был вполне естественным?

Этот юноша, взращенный и воспитанный двумя силь- ными духом и целеустремленными женщинами, в тоже время жил несколько ограниченно. Его мир включал толь- ко  нескольких соседских сверстников и товарищей по учебе. Он не имел никакой возможности получить пред- ставление о чилийских военнослужащих, даже никогда не видел военных парадов.

Между тем, этот жизненный проект захватил его душу, даже притом, что он не имел полного представления о чи- лийской Армии. Нет сомнения в силе зова крови предков: она несет в себе отеческое наследие, тем или иным обра- зом влияющее на нашу жизнь, хотя мы сами иногда и не догадываемся об этом.

Но дома Михаила ждал серьезный разговор. Если ба- бушка Михаила была счастлива решению своего внука, то мать наоборот – категорически и всей душой была против. А Дина Марченко имела очень сильный характер.

В действительности, её несогласие с выбором Михаи- лом военной карьеры было объяснимо. Дина приложила все свои усилия для того, чтобы стереть следы прошлого. Она хотела чтобы её сын никоим образом немог повторить судьбу своих предков и не пережил того, что пришлось пе- режить ей и всем её родным.

Во время этого семейного конфликта, в спорах, Дина го- ворила Михаилу о своем предчувствии:
«С фамилией, которую ты носишь, никогда не дослу- житься до генерала».

Между тем, в Чили 1962 года ничто не оправдывало страхов какой-либо политической дискриминации. В ре- зультате, оставив без внимания аргументы матери, буду- щий кадет (в Чили так называют курсантов высших воен- ных училищ) продолжил свою подготовку к поступлению в военное училище.

Бабушка Михаила не ограничилась только лишь одобре- нием выбора своего внука. Она взяла на себя все предвари- тельные административные процедуры, необходимые для поступления. Надо отметить, что это было непросто для бабушки, которая говорила на ломаном испанском языке, но это не стало для нее препятствием в сборе всех необхо- димых документов.

Михаил с благодарностью вспоминает учителей своего лицея, оказавших ему поддержку в подготовке к вступи- тельным экзаменам, которые он сдал на отлично в конце 1962 года.

Жребий был брошен. Михаил любил и очень уважал свою мать, имел полное представление о трудностях её жизни и жертвах, которые она приносила во имя его воспи- тания и образования. Но зов крови предков был сильнее, чем советы матери.

15 февраля 1963-го Михаил Краснов поступил в Воен- ное училище г. Сантьяго (главное училище сухопутных сил) и стал кадетом.

Всего через два дня первоначального ознакомления с этим новым миром, он получает неожиданный приказ: начальник училища, полковник Серхио Кастильо Арангис вызывает его к себе в кабинет. Михаил даже не имел поло- женного обмундирования, чтобы предстать перед лицом высшего командира в училище. Офицеры-инструкторы исправили положение, наскоро одев новобранца в обмун- дирование других кадетов. Итак, «ряженый» и несколько испуганный, Михаил вошел в строгий кабинет командира. То, что он увидел, испугало его ещё больше – его мать си- дела перед столом начальника училища. К счастью, у него не было времени на раздумья по поводу возможных по- следствий этого визита. Полковник Кастильо холодно об- ратился к нему:
- Кадет Краснов, Вы хотите быть военным или нет?
- Так точно – хочу, господин полковник! – не задумыва- ясь ответил Михаил.
- Хорошо. Можете идти.

Михаил так никогда и не узнал, о чем вела разговор его мать с полковником.

Без сомнения, она пришла в училище попытаться разы- грать свою последнюю карту - с надеждой убедить полков- ника Кастильо, что её сын не способен к военной службе. Но начальник училища предпочел спросить об этом лично у самого заинтересованного лица и этот маневр не прошел. Мать Михаила была очень сдержанная женщина - ни она, ни её сын Михаилникогда не затрагивали тему о причинах этого визита.

В последующем интересы Дины Марченко полностью сконцентрировались на благополучии и здоровье её един- ственного сына, но в то же время она была абсолютно рав- нодушна к его военной карьере.

Что касается Михаила - когда его спрашивают, как он вжился в военный мир, то он отвечает, что с первого же дня «почувствовал, что это моё». Особенности моральных ценностей военной среды были те же, что и полученные им дома и впитанные в кругу его семьи. Но, хотя, это уже само по себе очень важно - тем не менее - естественность, с которой он мгновенно принял жизнь солдата, без сомне- ния шла из глубины его сердца, из наследственной памяти крови.

Во втором семестре кадет Краснов уже был отмечен за свои успехи в учёбе и спортивных соревнованиях. В част- ности, в спорте он был неоднократным чемпионом в не- которых дисциплинах по легкой атлетике на протяжении всего своего обучения в училище.

Он был одним из лучших курсантов, особенно по гума- нитарным предметам и по, собственно, военной тематике.

В конце первого года обучения сборная команда Воен- ного училища выехала в Лиму (столицу Перу), для участия в 1-м Спортивном Чемпионате Южной Америки среди военных школ и училищ континента. Михаил был в соста- ве делегации, как член легкоатлетической национальной сборной команды Вооружённых Сил, но не смог принять участие в состязаниях – будучи уже в Лиме, на одной из тренировок вывихнул ногу. Руководители сборной дали ему назначение в Комитет внешних сношений чилийской сборной, где в качестве официального представителя на- циональной команды он показал себя с наилучшей сторо- ны – судя по его незабываемым впечатлениям, оставшимся по возвращении оттуда.

В следующем, 1964 году, Михаил познакомился с Ма- рией де лос Анжелес Басса Салазар – пятнадцатилетней учащейся Лицея №1 имени Хавьеры Каррера. Для обо- их эта встреча стала«любовью с первого взгляда», что не удивительно в этом возрасте. Гораздо необычнее другое – эта любовь сохранилась на всю жизнь, что очень нелегко встретить в прозаичной ежедневной реальности.

Казалось, что сама жизнь позаботилась восполнить Михаилу Краснову те утраты, которые он понес в начале своей жизни. Хотя он и вынужден был расти, не имея под- держки отца, но уже в раннем возрасте получил возмож- ность обрести в этой молодой девушке не только жену и мать своих детей, но и, поистине, опору в этой жизни, что в последующем проявилось в полной мере.

В возрасте 16-ти лет Михаил сделал ещё один важный выбор – получил чилийское гражданство. Он чувствовал себя чилийцем с детства, т.к. родился под чилийским фла- гом, так сказать в далеком «филиале» чилийского дипло- матического учреждения. Но власти того времени так не посчитали, и Михаил должен был пройти весь обычный бюрократический процесс, позволивший ему, в конце кон- цов, окончательно оформить гражданство.
В августе 1967 года Михаил Краснов закончил Военное Училище в звании младшего лейтенанта Армии, как офи- цер сухопутных войск Вооружённых Сил.

В связи с этим получил на своё имя очень неожиданное письмо написанное по-русски и подписанное председате- лем Объединения Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка в эмиграции.Письмо имело своей целью поздравить его с присвоением звания офицера чилийской Армии и, в то же время, напомнить об узах, связывающих его с раз- бросанными по всему миру казаками, которые, как и он, продолжили военную карьеру. «Сегодня в Вашей жизни перевернута важная страница. …Начинается новый этап – это путь чрезвычайно трудный, но от которого невозмож- но было уклониться для человека который, как Вы, имеет честь  носить фамилию нашего великого Атамана Петра Николаевича».

Председатель, господин Греков, закончил свои поздрав- ления, напомнив молодому офицеру, что «все казаки меж- ду собой братья».

Первые назначения младшего лейтенанта Краснова пришлись на подразделения, расквартированные на се- вере страны. Не будем задерживаться на них, так как эти детали профессиональной карьеры нашего героя даны в приложении в конце этой книги.

В следующих главах мы особо обратимся к тем этапам его военной карьеры, которые против его собственного желания имели очень важное значение и определили ра- дикальный поворот в его жизни.