МИГЕЛЬ КРАСНОВ: 
БЕЛЫХ И КРАСНЫХ УЖЕ НЕ ПРИМИРИТЬ




9 ноября 2011

В тюрьме Сантьяго вот уже шестой год отбывает срок бригадный генерал чилийской армии Мигель (Михаил) Краснов. Его обвиняют в преступлениях против человечности во времена хунты, возглавляемой Пиночетом. Но вины своей Краснов не признаёт и требует освобождения. 

Мигель Краснов — внучатый племянник донского атамана Петра Краснова и сын Семёна Краснова, начальника личного конвоя барона Врангеля, расстрелянных в 1945-м в застенках НКВД, — волею судьбы оказался в Чили. При Пиночете он сделал блистательную карьеру военного. Переворот, свергнувший президента Сальвадора Альенде, застал Мигеля в звании лейтенанта. Ему словно на роду было написано 
ненавидеть коммунистов — и воевать с ними «до последней капли крови». Он и сам говорит о себе как об идейном борце и продолжателе дела своей фамилии. В 2000 году, когда к власти в Чили вернулись левые, Краснов вышел в отставку в звании бригадного генерала на тихую должность директора военной гостиницы. Но уйти с авансцены чилийской жизни ему не удалось. Против него было возбуждено сразу 60 дел. Отставного генерала обвиняют в преступлениях против человечности, совершенных им во время службы в армии Пиночета. Всего ему дали 15 лет тюрьмы. 

Вокруг процесса над Красновым в Чили развернулась острая общественная дискуссия. Те, кто в той или иной степени симпатизирует Пиночету в его миссии борца с коммунизмом, утверждают, что суд над Красновым носит сугубо политический характер, и считают, что в отношении отставного генерала следует применить закон о погашении уголовной ответственности за давностью лет. Но много и таких, кто настаивает: преступления хунты должны быть осуждены, во имя какого бы дела ни совершались эти деяния. 

Корреспондент «Эхо» Оксана Дьяченко связалась через наших соотечественников в Сантьяго с Михаилом Красновым, томящимся в тюрьме, и задала ему несколько вопросов. 

— Господин генерал, вы живёте вдали от России, у вас до сих пор не было возможности посетить Дон и Кубань, где родились ваши предки. Какой у вас сложился образ Советской России? Как вы представляете себе современную Россию? 

— Находясь в Чили, я никогда не забывал о своих корнях. С детства сохраняю гордость, почтение и глубокое уважение к моим русским предкам, их жизни и самопожертвованию. Горжусь тем, что в моих жилах течёт кровь Красновых, донских и кубанских казаков. 

Моё впечатление о Советском Союзе было таким же, как и у всего цивилизованного мира: тирания, ужас, безбожие, творимые большевиками. Причины, на мой взгляд, более чем веские, чтобы против них боролись и отдавали свои жизни бойцы Белой гвардии. 

Россия сегодня в моём представлении — это свободная, независимая страна, которая сумела сохранить веру в Бога и православие, она с убеждённостью восстанавливает свои традиции и историю, укрепляет свою державную мощь. Во многом это заслуга президентов новой России. 

— Вот уже шесть лет как вы в тюрьме. В чём вас конкретно обвиняют? Неужели даже после ухода из власти левых в Чили ваше дело не пересматривалось? 

— В 1974 году я, лейтенант, пройдя курс в американской военной школе в Париже, был прикомандирован к Управлению национальной разведки — органу госбезопасности, созданному для противодействия терроризму. Я видел свой долг в том, чтобы бороться с преступниками. 

Так называемый демократический режим во главе с Альенде возмущал всех здравомыслящих граждан своей беспомощностью. Незаконные забастовки, захват земель, недвижимости, несанкционированные демонстрации, рост терроризма, разгул преступности обострили общественный кризис. В стране воцарились анархия, насилие, голод. Всё это творилось при непосредственном участии Кубы и Движения неприсоединения. Поверьте, Альенде тогда поддерживала небольшая часть наивных и оболваненных пропагандой чилийцев. 

К началу гражданского противостояния в стране уже находились тысячи кубинцев и экстремистов из других стран. Все законные институты власти — парламент, суд — ещё до 11 сентября 1973 года сложили свои полномочия. Левое правительство потерпело крах. Только после этого армия, исполняя свой долг, решила вмешаться в дела полуразрушенного государства. Позднее началась борьба с экстремистским подпольем, организованной преступностью и террористами. 

Сегодня правозащитники обвиняют военных, которые служили при генерале Пиночете, в гибели гражданского населения, утверждают, что по вине армии тысячи чилийцев пропали без вести или были замучены в тюрьмах. Я заявляю: мне ничего не известно о существовании приказов высшего руководства Чили, 
вследствие которых погибали люди. 

Последние шесть лет я нахожусь в тюрьме за преступления, которые не совершал. Меня, как и многих бывших офицеров, обвиняют в нарушении так называемых прав человека — понятии, лицемерно используемом в Чили южноамериканскими марксистами. При этом все судебные процессы строятся исключительно на показаниях самих левых экстремистов. 

Беззаконие продолжается, может быть, потому, что в своей деятельности так называемые правоцентристы и консерваторы, пришедшие к власти в стране, демонстрируют болезненное и тягостное продолжение предшествовавшего им правления социалистического левого толка. 

Я, Мигель Краснов, не нуждаюсь в прощении или милосердии, чтобы получить свободу. Единственное, чего я требую, — соблюдения законов. 

— За годы проживания в Чили не забыли ли вы русский язык? Переписываетесь с кем-то из родной станицы Правоторовской? 

— Я никогда не забывал мой родной язык и достаточно хорошо понимаю и говорю по-русски. Читаю при случае газеты и журналы из России, хотя письмо у меня не слишком свободное — исключительно из-за недостатка практики. Молюсь каждый вечер на русском языке и вслух... 

Некоторое время назад я получил очень эмоциональное письмо из родной станицы Красновых — Правоторовской. В нём казаки рассказали мне обо всём, что происходило в этих местах во времена большевизма и Советской власти. Я ответил на послание земляков, но по каким-то причинам ответа не получил. 

— Говорят, что вам даже предлагали переехать на постоянное место жительства в Россию, но вы отказались. Если это правда, то почему? 

— Несколько лет назад посол России в Чили предложил мне оформить российское гражданство, с чем я сразу согласился. Но оказалось, что для этого надо отказаться от гражданства чилийского. Для меня нелегко было выполнить это условие. Ведь в Чили нас приняли с распростёртыми объятиями в сложный, трагический период нашей жизни. Мне было всего два года, когда в 1945-м мои мама и бабушка сумели бежать из Австрии от преследований НКВД. По приказу Сталина в Лиенце тогда уже арестовали сотни казаков, среди которых были мои отец и дед. Кроме того, я являюсь офицером Вооружённых сил Чили, принёс присягу перед Богом и знаменем защищать эту страну и её народ, не щадя своей собственной жизни, если в этом возникнет необходимость Я сказал об этом российскому послу. И спросил: можно ли получить двойное 
гражданство? Тем более чилийское законодательство это предусматривает. Но получил решительный отказ... Если бы сегодня я имел ту же самую возможность, какая мне представилась несколько лет назад, мой ответ, наверное, был бы другим... 

— Бывают ли в вашей жизни моменты или какие-то случаи, когда чувствуете настоящую гордость за то, что вы русский? Или, возможно, иногда испытываете чувство стыда за Россию и за русских людей? 

— Всегда, с детства, я испытывал гордость от сознания того, что я донской казак по линии отца и кубанский — по линии матери. Сердцем и душой я испытываю гордость от принадлежности к нашей Святой Матери России. Эти чувства разделяет со мной моя семья. Чувство стыда за то, что я русский... Никогда! 

— Знают ли ваши дети, кто были их предки? Считают ли они себя по крови казаками? 

— Я всегда с особым удовольствием говорю о своей семье. У нас с женой трое детей, мальчик и две девочки. Моя первая и единственная супруга Мария де Лос Анжелес — дочь испанцев, обосновавшихся в Чили. Среди прочих её достоинств, таких, например, как владение живописью, главное то, что она самолично взяла на себя воспитание в наших детях уважения и любви к моим предкам и всему, что связано с династией Красновых. Мария учила детей нашим традициям, образу жизни, привила им интерес ко всему, что связано с Россией. Мои дети гордятся тем, что носят фамилию Красновых. Да, Мария стала настоящей казачкой. 

— Как зовут ваших детей и внуков? Чем они занимаются? Говорят ли по-русски? 

— Мария Андреа по профессии воспитательница в детском саду и мать двоих детей — Матиаса Николаса и Лауры. 

Мигель Алехандро — офицер бронетанковых войск чилийской армии, офицер Генерального штаба. Он женат, имеет двоих детей — Алехандру Каталину и Николаса. 

Мария Лорена по профессии административный менеджер. Замужем, у неё трое детей — Пиа Алехандра, Симона и Констанца. 

Увы, никто из моих детей и внуков не говорит по-русски, но все они хорошо знают историю семьи Красновых, все — православные. 

— Хотелось бы знать ваше мнение как профессионального военного о недавних событиях в странах Северной Африки и Ближнего Востока. 

— По мере возможности я слежу за тем, что происходит в Ливии, Египте, Сирии, Ираке. Везде стрельба, разруха, хаос. Череда народных восстаний в этих странах стала результатом непоследовательности и безответственности правителей, которые в своё время наобещали рай на земле и ничего не сделали для этого. 

Янки совершили грубейшую ошибку, предприняв физическое вторжение в Ирак. Вашингтон намеревался силой навязать свой образ жизни народу с тысячелетними традициями, чуждыми Западу. Даже спустя годы ситуация в Ираке остаётся тяжёлой: в оккупированной стране царят анархия, неопределённость и разочарование. Не известно, какая судьба ждёт Ливию. 

Откровенно говоря, мне было не так просто понять позицию России во время голосования в Совете Безопасности по Ливии. Москва, помнится, не захотела быть заодно с США, Францией и Англией, которые инициировали нападение на Ливию. Российские лидеры тогда предупреждали Запад, что необходим более осторожный и взвешенный подход к началу боевых действий против режима Каддафи. Последующее развитие событий подтвердило правильность российского подхода — диктатор убит, а перспективы мирного разрешения конфликта в Ливии размыты. 

Мне импонирует нынешняя позиция Кремля: Россия не должна позволить втянуть себя в какую бы то ни было авантюру. Следование этой формуле, на мой взгляд, является радикальной переменой в российской традиционной политике, проявлявшейся прежде в обязательном или вынужденном выражении своей идеологической симпатии к тем или иным режимам и участии в больших и малых войнах в различных уголках планеты. 

— Можно ли рассчитывать на то, что в скором времени вас оправдают? Каковы ваши планы на будущее? 

— Моя свобода зависит исключительно от политической воли руководителей Чили. Если познакомиться с теми обвинениями, которые выдвигают против меня и других офицеров, то нас с точки зрения существующих законов давно должны были оправдать. Сложившаяся же ситуация является не чем иным, как грубой фикцией с печальными, трагическими и постыдными последствиями. Перед лицом этой более чем очевидной несправедливости мои убеждения как солдата, как гражданина, как казака, в конце концов, тверды и непоколебимы как никогда. Единственное, что я требую, — это исполнение существующего закона. 

Я сохраняю надежду на своё скорое освобождение и готов бороться за торжество справедливости и восстановление истины до конца — даже ценой более высокого самопожертвования и трудных решений, если это от меня потребуется. Мечтаю жить в мире, где отсутствует ненависть. Хочу работать и обеспечивать 
свою семью, желаю покоя и любви своим близким. 

— Как бы вы отнеслись к сооружению в Москве или Санкт-Петербурге монумента в память всех жертв Гражданской войны в России? 

— Как бы хорошо я ни относился к самой идее сооружения подобного памятника, будет он или нет — не главное. Важнее, чтобы была воля к поиску путей примирения без каких-либо исключений. Это прекрасно, если сможет произойти духовное объединение, уйдёт злость и в конце концов в душе у россиян наступят мир и покой. 

Но белых и красных уже не примирить.